Башкирский свадебный танец

В хореографическом искусстве народов Башкирии большое количество обрядовых танцев, главное место в которых занимают свадебные танцы. В их основе лежат пожелания благополучия и долголетия вступающим в брак. Все танцы основаны на хороводе, состоящим из людей, которые берутся за руки или под локти. Яркое тому подтверждение свадебный обряд «сенляу», он совершается в тот день, когда невесту провожают в дом жениха. Подружки новобрачной берут друг друга за руки и ведут хоровод по кругу в правую сторону, напевая прощальные песни. В центре круга танцует сама невеста. Во время исполнения второго куплета песни две подружки, обнявшись за плечи, кружатся в центре, а невеста с каждой из них по очереди.

После этого обряда в доме жениха устраиваются смотрины невесты. В первую очередь она исполняет «Танец невестки». Если она четко дробит ногами, прикрывая одной рукой лицо шалью, и при этом у нее получается двигать плечами, то считается, что она трудолюбивая и хорошая рукодельница. В доказательство чего, она дарит родственникам жениха вышитые кисеты.

Такие танцы как, например, «Жалобы невестки», «Танец невестки», «Гостинцы» исполнялись в строгой последовательности и отражали в себе соперничество будущих родственников.

Наряду с коллективными танцами существует сольный свадебный танец «Кубялягем», он может исполняться дуэтом «Дружба», то есть молодой парой. Девушка танцует грациозно и легко, украдкой поглядывая на юношу, зная о том, что нравится ему. А юноша четко и с силой исполняет каждое движение. Танцуя, юноша стремится завоевать расположение девушки.

Вместе с лирическими танцами существуют и шутливые, такие как «Сыбырткылау», «Йыуаса», во время которого происходит ритуальное «избиение» присутствующих на свадьбе разными предметами. Считается, что это делается для изгнания злых духов. Оберегом, от них служат шумные пляски, грохот ударных инструментов, свадебный наряд невесты, украшенный разноцветными бусами и серебряными монетками.

На свадьбе у башкирцев исполняются танцы на проверку характера сватов – «Короклау» (или «Накинуть лассо»). Мать невесты танцует с лассо, сделанным из тщательно промытой бараньей кишки, привязанной к длинной палке. В ходе танца она неожиданно для всех накидывает петлю на одного гостя из родни жениха, и по его поведению сваты судят о родственниках жениха.

В смысл всех этих танцев вкладывается характер, темперамент и отношение башкирского народа к добру и злу.

Комментарии закрыты